q

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА НОВОСТИ ОТЗЫВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ВАКАНСИИ КОНТАКТЫ

 

Газификация

 

Продажа мощности.

Важным вопросом является возникновение предпосылок совершения гражданско-правовых сделок на розничном рынке электрической энергии с особым видом товара - электрической мощностью, где особое внимание стоит обратить на:

- наличие оснований для продажи потребителем электрической энергии иным лицам электрической мощности, высвобожденной в результате проведения энергосберегающих мероприятий на принадлежащих ему объектах;

- целесообразность введения такого института и порядок купли-продажи;

- Потребитель электрической энергии на розничном рынке получает определенную величину электрической мощности на основании двух договоров:
договора технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям (далее - договор технологического присоединения);

- договора энергоснабжения.

Что касается договора технологического присоединения, то такой договор является публичным. Правила их заключения и выполнения установлены «Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям» (утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861). Согласно Правил исполнитель осуществляет подключение потребителя к электрическим сетям с учетом заявленной им электрической мощности. То есть по факту заключения договора на технологическое подключение не происходит передачи права на электрическую мощность, как отдельный вид товара. Исполнитель лишь обязуется выполнить работы и (или) оказать услуги, в результате исполнения которых потребителю электрической энергии гарантируется возможность потребления электрической энергии в пределах установленной договором величины необходимой ему электрической мощности.

К тому же, потребитель электрической энергии получает электрическую энергию на основании заключенного с энергоснабжающей организацией договора энергоснабжения. В нем обязательным является лишь указание на конкретную величину электрической мощности, которая планируется к потреблению. Необходимость указания величины потребляемой электрической мощности в договоре энергоснабжения установлена п. 67 «Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» (утв. постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530).

Показательно то, что рассмотренными нормативными актами не предусматривается выделение электрической мощности как объекта совершения сделки. Следовательно, законодательством не установлено оснований для перехода к потребителю прав на особый вид товара - электрическую мощность или права пользования таким товаром.

Проведенный анализ позволяет констатировать следующий факт - законодательством Российской Федерации не установлено правовых оснований для выделения электрической мощности на розничном рынке электрической энергии как отдельного объекта гражданских прав.

Вместе с тем согласно ч. 4 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное. Следовательно, имеются основания для внесения изменений в правовые акты, действующие в сфере электроэнергетики в части выделения электрической мощности как объекта гражданских прав.

Необходимым условием введения института купли-продажи электрической мощности на розничном рынке является подтверждение прав собственника на указанную мощность. Потребителю электрической энергии гарантируется поставка электрической энергии в рамках величины установленной мощности на основании заключенного договора энергоснабжения. Соответственно целесообразно выделить электрическую мощность, как отдельный товар, в рамках заключаемого договора энергоснабжения и закрепить данное положение в нормативных правовых актах, регулирующих порядок заключения договора энергоснабжения. Такими нормативными правовыми актами являются Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и «Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» (постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530).

Поскольку конечной целью введения института купли-продажи электрической мощности на розничном рынке является предоставление законной возможности приобретения электрической мощности, неиспользуемой потребителем электрической энергии иными заинтересованными в получении такой мощности лицами, необходимо законодательно установить ограничения оборота электрической мощности.

Основанием введения ограничений на оборот электрической мощности является ч. 2 ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе, а также виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.

Что касается положений об ограничении оборота электрической мощности, то они должны устанавливаться в специальном законе, регулирующем правоотношения в отрасли электроэнергетики.

Итак, основными ограничениями по обороту электрической мощности должны быть следующие:

- выделение в рамках предмета договора по продаже электрической мощности его отдельного объекта - электрической мощности, высвобожденной в результате проведения энергосберегающих мероприятий;

- установление института купли-продажи только той электрической мощности, которая не требуется потребителю электрической энергии для нормального обеспечения своих производственных и (или) хозяйственных и (или) бытовых нужд;

- введение ограничения по субъектному составу сделки: высвобожденная электрическая мощность может передаваться только лицу, которое в дальнейшем обязуется использовать указанную мощность для целей технологического присоединения принадлежащего ему на законном основании строящегося объекта.

Последний момент, на который стоит обратить внимание, - это установление единых правил осуществления энергосберегающих мероприятий, имеющих целью высвобождение электрической мощности и отдельного порядка заключения и исполнения договоров по продаже электрической мощности. Представляется целесообразным урегулировать данный вопрос нормативными правовыми актами Правительства РФ.

Предложение о введении оснований для оборота электрической мощности безусловно основывается на необходимости таких изменений и в качестве основных целей введения оборота электрической мощности, на наш взгляд, необходимо выделить:

- сокращение числа законных отказов в технологическом присоединении вновь строящихся объектов к электрическим сетям;

- выделение дополнительных источников электрической мощности без строительства новых генерирующих мощностей, что, в свою очередь, позволит экономить энергетические ресурсы за счет их эффективного использования.

+7(495) 778-7561

+7(901) 578-7561

alex-gevnov@yandex.ru

 

??????? ?????????
??????? ?????????